Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий
- Групповые помещения – 3
- Музыкальный зал – 1
- Кабинет художественно-эстетического развития -1
Библиотеки
- методические рекомендации для педагогов по реализации образовательной программы учреждения
- учебно-методические пособия для педагогов по реализации всех образовательных областей
- методические подписные издания
- детская художественная литература в каждой возрастной группе в соответствии с содержанием основной образовательной программы дошкольного образования Учреждения.
Информационно-технические средства обучения и воспитания
- Компьютеры – 3
- Принтер-сканер – 2
- Принтер –3
- Музыкальный центр – 2
- Аудио магнитофон – 1
- Мультимедиа (экран, проектор) – 1
Электронные образовательные ресурсы
- Министерство просвещения Российской Федерации
- Федеральный портал «Российское образование»
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Предметно-пространственная развивающая среда учреждения полифункциональна, способствует разностороннему развитию каждого ребенка в разнообразных видах детской деятельности, учитывает возрастные и индивидуальные особенности и потребности.
В групповых помещениях обеспечены комфортные условия для пребывания детей в учреждении. Созданы зоны для игровой деятельности, отдыха и уединения; функционируют центры физического, художественно-эстетического развития, патриотического, экологического воспитания, безопасности жизнедеятельности, уголки дежурства.
Для полноценного физического развития детей, спортивный зал оснащен необходимым оборудованием для развития физических качеств в двигательной деятельности, мультимедиа.
Обеспечены условия для художественно-эстетического развития воспитанников. Музыкальный зал оснащен интерактивной доской, электронным фортепьяно, синтезатором, детскими музыкальными инструментами, шоу-техникой. Кабинет художественно-эстетического развития оборудован интерактивной доской, разнообразными видами театров, музыкальным и DVD центрами, декорациями к театральным постановкам, развивающими играми, мини-музеем предметов прикладного искусства, галереей картин в различных техниках исполнения, мольбертами.
Основной вход в учреждение оборудован системой видеонаблюдения.
На территории учреждения имеется 3 прогулочные площадки, оснащенных теневыми навесами, игровым и спортивным оборудованием с учетом росто-возрастных особенностей детей.
Также предусмотрена спортивная площадка, на которой установлен детский спортивный комплекс. Природную среду составляют лиственные и хвойные породы деревьев и кустарников, оформленные цветники, клумбы, газоны, в которых представлены однолетние и многолетние растения.
Объекты спорта
Для развития физических качеств и двигательных умений дошкольников в МДОУ ДС № 1 г. Буденновска имеется:
— музыкальный (спортивный) зал — используется для проведения музыкальных занятий, праздников, развлечений, связанных с двигательной активностью детей всех возрастных групп, физкультурных занятий, утренней гимнастики с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста;
— спортивная площадка (стадион) — используется для занятий физической культурой, проведения гимнастики, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице;
— спортивные центры в группах;
— 3 прогулочных участка, каждый из которых имеет песочницу, малые спортивные формы (спортивное оборудование для лазания и развития равновесия), сюжетные игровые постройки для организации детской деятельности, соответствующие возрасту и росту воспитанников.
Бассейн, тренажерный зал по проекту здания детского сада не предусмотрен.
Об условиях питания в МДОУ ДС № 1 г. Буденновска
Одна из главных задач, решаемых в ДОУ – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно- психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.
Поэтому именно качеству питания в нашем детском саду уделяется повышенное внимание.
С целью обеспечения полноценного сбалансированного питания детей, посещающих ДОУ, питание осуществляется согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Организацию питания детей (получение, хранение и учет продуктов питания, производство кулинарной продукции на пищеблоке, создание условий для приема пищи детьми в группах и пр.) осуществляют работники Учреждения в соответствии со штатным расписанием и функциональными обязанностями (заведующий складом, шеф-повар, повара, кухонный рабочий, воспитатели, младшие воспитатели).
В детском саду имеется пищеблок, который оснащен необходимым технологическим оборудованием. Содержание и состояние пищеблока соответствует санитарным требованиям к устройству, оборудованию, содержанию пищеблока ДОУ. Помещение кухни оборудовано вытяжной вентиляцией. Инструкции по применению моющих и дезинфицирующих средств, режиму мытья посуды и обработки инвентаря, правил приготовлении рабочих растворов вывешены на рабочих местах.Обеспечение продуктами питания осуществляется на основе договора. Приём пищевых продуктов и продовольственного сырья в дошкольное учреждение осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность, хранятся на складе с соблюдением требований СаНПин и товарного соседства.
Питание детей организовано на основе разработанного и утвержденного примерного 10- дневного меню. В дошкольном учреждении установлен следующий режим питания: 4-разовое питание воспитанников. Объем пищи, и выход блюд соответствуют возрасту ребенка, строго соблюдаются интервалы между приемами пищи.
Для контроля за организацией питания детей в учреждении создана общественная комиссия. Ежедневно снимают пробу готовых блюд на пищеблоке, оставляя запись в журнале «Бракеража готовой продукции». Выдача готовой продукции разрешается только после проведения контроля бракеражной комиссией, утвержденной приказом заведующего МДОУ.
В целях профилактики, медицинским работником осуществляется С — витаминизация III блюда. Препараты витаминов вводят в третье блюдо после охлаждения непосредственно перед выдачей. Выдача пищи на группы осуществляется по утвержденному графику в соответствии с режимом дня.
На основании утвержденного примерного десятидневного меню ежедневно составляется меню — требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста, которое утверждается заведующим Учреждения.
Контрольная документация за организацией питания ведется по форме, регулярно. Технология приготовления блюд соблюдается. Блюда и продукты, запрещенные в детском питании, в реализацию не допускаются. Имеются технологические карты.
Питание детей организовано в помещении групповых, где ежедневно вывешивается информация о меню на текущий день с указанием выхода блюда и стоимости на одного ребенка. Питьевой режим в группах соблюдается. Вода ежедневно кипятится на пищеблоке 3 раза в день и раздается по группам по мере необходимости.
Имеется продуктовый склад. Транспортировка пищевых продуктов производится транспортом поставщика.
Столовые приборы и столовая посуда- индивидуальные для каждой группы, хранятся в раздаточных буфетах групповых.
Пищевые продукты хранятся в соответствии с условиями их хранения и сроками годности, установленными предприятием-изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией. Складские помещения для хранения продуктов оборудованы холодильным оборудованием с контрольными термометрами и гигрометрами.
Организация развивающей предметно- пространственной среды
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Основные требования к организации среды
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
1. содержательно-насыщенной, развивающей; 2. трансформируемой; 3. полифункциональной; 4. вариативной; 5. доступной; 6. безопасной.
Основные принципы организации среды
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны выть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс том индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
-
уголок для сюжетно-ролевых игр;
-
уголок ряжения (для театрализованных игр);
-
книжный уголок;
-
зона для настольно-печатных игр;
-
выставка(детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
-
уголок природы (наблюдений за природой);
-
спортивный уголок;
-
уголок для игр с водой и песком;
-
уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
-
игровой центр с крупными мягкими конструкциями(блоки, домики, тоннели и пр.)для легкого изменения игрового пространства;
-
игровой уголок(с игрушками, строительным материалом).
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровую задачу.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому раз-образная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для различных психолого-педагогических задач изложены в разделе «Психолого-педагогические условия реализации программы».
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: — реализацию различных образовательных программ; — в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; — учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Дошкольная организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. Выполнение данных условий ведёт к созданию социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; 5) обеспечивает открытость дошкольного образования; 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Создание и обновление предметно-развивающей среды.
Успешность инновационных экспериментальных работ возможна при наличии материально-технической базы (МТБ), достаточное оснащение которой является непременным условием для плодотворной педагогической деятельности педагогического коллектива.
Материально-техническая база постоянно пополняется и обновляется за счет бюджетных поступлений, благотворительных взносов родителей воспитанников, а также активного участия педагогов и родителей в ремонтных работах, работах по созданию предметно-развивающей среды в группах и на территории детского сада.
Содержание компонентов развивающей предметной среды МДОУ ДС № 1 г. Буденновска опирается на деятельностно-возрастной подход и удовлетворяет потребности как актуального, ближайшего, так и перспективного развития ребенка и отвечает его индивидуальным способностям. Стратегия и тактика построения предметно-развивающей среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Организация пространства предполагает возможность многовариантных игр. Игровое пространство имеет свободно перемещаемые элементы, дающие простор детскому изобретательству и открытиям.